Защитное вождение

22 апреля 2007  |  Безопасность личная





Защитное вождение - как один из основных навыков телохранителя - основывается на активном уклонении от встречи с возможной угрозой. При вырабатывании этого навыка совершенно необходим систематический и всесторонний процесс подготовки, планирования и организации, направленный на то, чтобы уберечь клиента от нападения.

Наверное, самой характерной историей о тренировках водителей-телохранителей поделился Джим Кинг, бывший телохранитель Американского Департамента. Джим был назначен старшим команды, которая готовилась к операции в Италии. В ходе этой подготовки бригаду Джима направили на курс контр-террористического вождения.

"Я в жизни не занимался на таких фантастически бесполезных курсах, - говорит Джим Кинг.- Всем понятно, что главная угроза на дороге исходит не от террористов, а от полоумных водителей (и таких, кстати, большинство), которые носятся по трассам как угорелые, создавая своими бездумными и эгоистическими действиями тяжелые аварийные ситуации. А на курсах мы на огромных Кадиллаках изучали исполнение фантастических маневров, которым позавидовал бы любой голливудский режиссер. Происходило все на гигантских, прямо сибирских пространствах - на автодромах и старых аэродромах, на которых никогда и в помине не было бордюров, тротуаров и бестолковых прохожих. И на все это Дядя Сэм истратил тысячи полновесных долларов.

А потом, пройдя такое обучение под руководством бывших гонщиков и раллистов, мы отправились работать в Италию - на улочки шириной в человеческий волос, вымощенные круглыми булыжниками, к тому же ездить нам пришлось на крошечных европейских машинах".

Что ж, ситуация, к сожалению, знакомая. Но прежде, чем мы выясним, как избежать глупостей, о которых рассказывает Джим Кинг, договоримся использовать правильную терминологию. IBA дает навыки защитного вождения - а не тактического, оборонного, наступательного или анти-террористического. Задача транспортной секции подразделения телохранителей - не борьба с терроризмом, а вождение автомобиля в такой манере, которая защищает клиента. Защитное вождение имеет три фазы:
1. оборонительное вождение (уклонение от угрозы);
2. уклоняющееся вождение (избежание угрозы);
3. нападающее вождение (противодействие угрозе). Словом, здесь выделены те же приоритеты, которые установлены для пешего эскорта.

Прежде, чем рассматривать технику защитного вождения, обратим внимание на транспортную секцию. Сначала - пара слов об отношении телохранителя к своему снаряжению. При выборе одежды, оружия или транспортного средства, что выбирает телохранитель - инструмент или игрушку? Ясно, что приобретать надо все же инструмент для профессионала, а не игрушку для маленького мальчика. Снаряжение должно выбираться для функционирования и исполнения своего назначения, а не для вида или в угоду моде.

Поэтому лучше держитесь подальше от машин с четырьмя ведущими колесами. Они имеют высоко расположенный центр тяжести и легко переворачиваются при выполнении большинства техник ускользающего вождения. Это может очень дорого обойтись вам при погоне. Также следует избегать стильных, броских авто для "космических путешествий" и прочей модной дребедени. Эти машины хороши для того, чтобы производить впечатление на хорошеньких продавщиц, но слишком нестабильны при выполнении различных маневров.

МОДИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Конечно, машину надо сделать как можно более комфортабельной и защищенной, но при этом не увлекайтесь - не превращайте салон автомобиля в подобие рубки космического корабля. Вот небольшой перечень предметов и усовершенствований, которые могут расширить защиту для пассажиров:
* дополнительные наборы ключей для водителя, старшего машины и старшего в подразделении телохранителей;
* две запасные шины и камеры;
* огнетушители в багажнике и салоне;
* медицинская аптечка;
* противоугонная сигнальная система;
* коротко/ультракоротковолновый приемник и переносная радиостанция;
* мобильный телефон;
* свернутое в рулон покрывало;
* усиленные бамперы;
* взрывозащищенный топливный бак;
* выключатель света всех задних фонарей;
* микрофон и громкоговорящая связь;
* два 12-вольтовых аккумулятора с защитой и выключателями;
* защищенный радиатор;
* следящая система;
* магнитные полярные сенсоры и индикаторы;
* защищенная от проникновения выхлопная труба;
* дисковые тормоза на всех колесах;
* дополнительные зеркала заднего вида для старшего машины;
* увеличенные боковые зеркала;
* двойной ножной контроль;
* каркас безопасности.

Только не пытайтесь купить сразу все новомодные защитные штучки. Сейчас, например, на каждом углу трубят о новых пуленепробиваемых и затемненных пленках на стекла. Что ж, вещь, может, и неплохая. Но только чересчур дорогая. Конечно, можно отогнать машину в крутую компанию, имеющую громкую репутацию, и обвешать автомобиль сотней разных забавных примочек, предназначенных для защиты от всего на свете - вплоть до столкновения со взбесившимся слоном. Но без сомнения, ваш босс, даже если он владелец алмазных копей, предпочтет купить за те же деньги подземный гараж, рассчитанный на прямое попадание атомной бомбы. Я лично (и Международная ассоциация телохранителей) считаю, что при нормальной работе подразделения телохранителей транспортным средствам достаточно иметь минимальную защиту: взрывозащищенный топливный бак, непрокалываемые шины, твердую броню для задних сидений и мягкую - для передних.

Защитное вождение - как один из основных навыков телохранителя - основывается на активном уклонении от встречи с возможной угрозой. При вырабатывании этого навыка совершенно необходим систематический и всесторонний процесс подготовки, планирования и организации, направленный на то, чтобы уберечь клиента от нападения. Исходя из этого, мы определяем пять фатальных ошибок, которых следует избегать всеми силами.
1. Самодовольство - клиент уверен, что уж он-то точно никогда не станет мишенью теракта. Это очень распространенная и типично обывательская мысль: "если что-нибудь и произойдет, то не со мной". Когда это "что-нибудь", наконец, случится именно с ним, готовиться к защите будет поздно.
2. Потеря реакции - водитель теряется, когда начинается атака, или автомобиль попадает в засаду. Запомните: ничего не предпринимать - значит активно помогать террористам. Делая хоть что-то, вы имеете шанс сорвать их планы.
3. Нет выхода - водителю не хватает места для свободного маневрирования, или машину заблокировали при парковке. Очень опасная ситуация, подобного надо избегать всеми силами, постоянно и неотступно следя за своей машиной и окружающими автомобилями, вне зависимости от того, припарковано ваше транспортное средство или находится в движении!
4. Потеря ориентации - водитель не знает местности, прилегающей к трассе, ему не известны пути отхода, которые можно использовать в случае возникновения опасной ситуации. Для этого маршрут движения должен быть выбран заранее и тщательно проверен, водителю следует очень хорошо изучить его.
5. Отсутствие навыков - водитель - не сотрудник подразделения безопасности. Он знает, как ловко вывернуться из дорожной пробки, но покрывается испариной и замирает, как загипнотизированный кролик, в момент нападения. При профессионально организованной охране такого водителя в команде быть просто не должно.

ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ВОЖДЕНИЕ

Как уже было сказано раньше, первым элементом защитного вождения является оборонительное вождение. Главным мотивом действий любого телохранителя должно быть стремление избежать прямого конфликта любой ценой. И начинать правильные действия следует с выбора трассы. В это понятие входит выбор основного и запасного маршрутов движения для клиента и принятие мер для обеспечения безопасности на маршруте.

Базой для планирования должны стать выбор и определение "горячих" точек. Речь идет об опасных местах, избежать которых невозможно. Это могут быть участки улиц с односторонним движением, мосты и туннели - и, конечно же, точки посадки и высадки клиента.

Очень важно, где и когда клиент покидает машину. Секретом безопасной посадки и высадки для группы личной охраны является быстрое преодоление расстояния между машиной и зданием. Эскорт, окружающий охраняемое лицо, играет роль экрана против снайпера или каких-либо случайных неприятностей.

Критической точкой перехода является момент, когда VIP покидает хорошо защищенное здание для посадки в транспортное средство. Во многих государственных (да и частных) организациях к двери машины выходит специальный человек, который открывает ее для VIРа. Если неподалеку затаился снайпер - лучшего сигнала о приближении VlPa нельзя и придумать. И пока услужливо распахнутая машина ждет вашего клиента, террорист получает массу времени на подготовку хорошего выстрела.

Перед выездом все транспортные средства, которые будут использоваться (основная машина, машины прикрытия и резерва) обязательно должны быть проверены на наличие взрывных и подслушивающих устройств. После этого следует проверить исправность электрических цепей, механических и химических систем.

Оборонительное вождение осуществляется в режиме конвоя. Можно выделить шесть основных построений конвоя:
* перестроение с полосы на полосу;
* правые и левые повороты;
* светофоры на улицах и перекрестках;
* круговое движение;
* выездные позиции.

Водитель первой машины (обычно это машина VlPa) должен помнить, что его автомобиль тоже входит в состав конвоя и его сигналы должны быть понятны остальным. Машины, позиционно следующие за первой, являются своего рода щитом для транспортного средства VlPa.

УКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ВОЖДЕНИЕ

Уклоняющееся вождение имеет два основных вида:
1. Действия при засаде.
2. Действия при преследовании или тактическое высокоскоростное вождение.

Естественно, оптимальные действия при засаде различаются для одиночной машины и конвоя. При обнаружении засады водитель и телохранители должны задать себе несколько вопросов. Ответы на них в каждой позиции помогут найти простое и безопасное решение.

Действия в засаде: одна машина, дорога впереди блокирована.
1. Могу ли я ехать дальше? Да / Нет.
2. Если нет, хватит мне дистанции и ширины дороги для разворота "вперед на 180 градусов".

Самую большую опасность при разворотах на скорости представляет собой бордюрный камень. Если во время разворота колеса ударятся о него, машина может перевернуться или повредить колеса. Поэтому первостепенное значение имеет не столько дистанция, сколько ширина дороги - учтите, кстати, что эти характеристики обычно не приводятся на картах. Есть два типа U-поворотов. Можно включить ручной тормоз и быстро вывернуть руль в ту сторону, куда вам необходимо повернуть. Чтобы остановить вращение, достаточно отключить ручной тормоз. А можно для заноса просто резко газануть.

3. Если U-повороты невозможны, вы, прежде, чем разворачиваться, должны убедиться, что сможете вовремя остановиться (иначе у вас получится уже наступательное вождение). Очень хорошо, если у вас машина с ABC, в противном случае - сильно нажимайте на тормоз 5-6 раз подряд.
4. Если вы остановились, можете ли двигаться назад? У вас должна быть какая-то дистанция для движения.
5. Надеюсь, что теперь вы развернетесь. Если достаточно ширины и длины дороги, вы можете попытаться исполнить К-поворот или другой поворот из техники 180-градусных поворотов, J-поворот. Чаще всего засады устраивают с целью похищения клиента. Ведь, посудите сами, если у террористов есть достаточно полная информация о том, "кто, где, когда" и похищение VlPa не входит в их планы, то для выведения из строя всего конвоя гораздо проще использовать закладку около дороги бомбы.

Действия в засаде: трасса конвоя блокирована впереди.

Действия при засаде, устроенной для конвоя, складываются из действий отдельных машин, построенных по одному алгоритму: движение вперед, затем разворот на 180 градусов. Рассмотрим, для примера, действия конвоя из двух машин (машина VlPa впереди и машина прикрытия сзади).

1. Как всегда, первый вопрос, который вы обязаны задать себе, должен звучать так: "Смогу ли я проехать насквозь?" - как это сделала команда, сформированная основателем IBA, майором Люсьеном Оттом, когда ОАС попытались устроить засаду на конвой Президента Де Голля (сцена, с которой начинается фильм "День шакала"),

2. Если вы не можете проехать прямо, принятая техника требует методики, именуемой "Построение Два", при которой - после того, как машина прикрытия обгонит основной автомобиль - обе машины делают разворот на 180 градусов.

Есть ли у основной машины VlPa достаточная дистанция для остановки? Если да, то машина прикрытия выходит вперед, а основная сдает назад (постаравшись успеть сделать это прежде, чем местный мистер Бин подъедет сзади и своим автомобилем заблокирует ей выход). Основная машина должна попытаться так быстро, как это только возможно, выполнить обратный разворот на 180 градусов (К или J), используя имеющуюся длину и ширину дороги. И еще одно напоминание: не надо пытаться демонстрировать автомобильный балет, словно вы - команда мастеров фирмы СААБ. Ваши маневры должны быть не самыми эффектными, а самыми быстрыми и безопасными из всех возможных.

У водителя машины прикрытия, освободившего дорогу основному автомобилю, теперь есть время сообразить, хватит ли длины и ширины дороги для разворота вперед на 180 градусов (U-поворот или с помощью ручного тормоза) и следования за машиной VIPa. Машина прикрытия может и просто обогнать основную и блокировать дорогу. В таком случае телохранители высаживаются и открывают огонь по нападающим.

В IBA этот метод называется К8 или J8. Он обычно используется при "Построении Два".

3. Если водитель основной машины видит, что он блокирован спереди, он должен развернуть машину так, чтобы сторона водителя была обращена к нападающим. Машина прикрытия при этом тоже останавливается и, если это возможно, выполняет разворот на 180 градусов. Телохранители высаживаются из автомобилей и открывают огонь. В это время телохранитель №1 (прикрепленный) из основной машины пересаживает клиента в машину прикрытия и (желательно на высокой скорости) увозит его с места покушения.

ПРОТИВО-ПРЕСЛЕДОВАНИЕ

Второй элемент ускользающего вождения - противо-преследование или тактическое высокоскоростное вождение. Лучшим путем изучения этого способа является ралли-кросс. Стоит также хорошо освоить прохождение поворотов на скорости. Существует три типа углов: постоянный (с одним постоянным радиусом), убывающий и возрастающий. Если после ваших удачных действий против засады террористы преследуют вас, или за вами увязался "хвост", пытающийся обстрелять вас на ходу - выполните эти повороты в серии, один за другим.

НАПАДАЮЩЕЕ ВОЖДЕНИЕ

Если вам не удалось воспользоваться оборонным и ускользающим вождением для избежания засады или нападения, значит, придется конфронтировать с террористами. Это - основа нападающего вождения.

Здесь возможны два положения - статическое и в движении. Сначала рассмотрим статический вариант. Когда дорога заблокирована и спереди, и сзади, и объехать преграду невозможно - просто движением вперед или поворотом на 180 градусов вы ничего не добьетесь. В такой ситуации имеет смысл идти на таран. Если дорогу перегораживает один автомобиль, необходимо двигаться вперед, используя против него эффект бульдозера. Надо толкать сторону блокирующего автомобиля, противоположную двигателю - по линии, проходящей через колесо. Блок из двух машин преодолевается с использованием той же техники, только продвигаться нужно между ними.

Нападающее вождение в движении используется, когда вы хотите избавиться от преследования. Если вас атакует машина, пропустите ее мимо себя, но - только со стороны телохранителей, так, чтобы они смогли открыть огонь по преследователю. Эта методика позволяет использовать для стрельбы два окна, в то время как со стороны водителя стрелять можно было бы только из одного.

Если задняя часть атакующей машины проходит мимо телохранителя, можно дать водителю команду толкнуть атакующую машину в задние колеса. Это действие поставит машину плохих парней поперек вашей, а затем развернет их лицом туда, откуда они приехали - если, конечно, им очень повезет. Подобная техника очень эффективна против мотоциклистов.

Автор: Дмим Шорт, security.meganet.md


Код для размещения на форумах или блоге

«