• Средства
    обнаружения

    Системы
    сигнализации
  • Автосигнализация

    Пожарные
    датчики

    Личная
    безопасность

    Документация,
    литература

    Советы по безопасности

Как не стать жертвой в подъезде, лифте, машине
Не паркуйтесь в темных местах, не паркуйтесь по соседству с подозрительными машинами с угрожающей тонировкой на стеклах и рядом со зловещими типами тоже не паркуйтесь.



Каталог технических средств охраны

Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Системы сигнализации -> Автосигнализация »

Усовершенствование мотосторожа (М. Чуруксаев, г. Качканар Свердловской обл. Радио 12/2003)


Эксплуатация мотоциклетного сторожевого сигнализатора (Чурукса-ев М. Электронный «сторож» для мотоцикла. — Радио, 1998, № 11, с. 54, 55) выявила один его досадный недостаток — он реагирует даже на очень слабые одиночные щелчки. Дело в том, что многие мотоциклы, остывая после поездки, в течение довольно длительного времени издают легкие потрескивания (или щелчки). Естественно, это приводит к срабатыванию сигнализатора.

Поскольку устранить потрескивания мотоцикла чрезвычайно сложно, приходится бороться с ложными срабатываниями сторожа. Схема сигнализатора, свободного от указанного недостатка, показана на рис.1. Датчик вибрации BQ1 оставлен тот же, но несколько изменена схема его подключения к компаратору на ОУ DA1.

Рис.1.

Рис.1.


Счетчик DD1.1 подсчитывает импульсы, поступающие от компаратора. Генератор на элементах DD2.1, DD2.2 и счетчик DD1.2 образуют узел, вырабатывающий импульсы обнуления счетчика DD1.1. На элементах DD2.3, DD2.4 собран генератор звуковой частоты, его выходные импульсы усиливает по току транзистор VT1, нагруженный динамической головкой НА1.

Устройство включают в дежурный режим установленным скрытно тумблером SA1. В этот момент импульс с цепи C2R5 обнуляет счетчики DD1.1 и DD1.2 по входу R. Генератор DD2.1, DD2.2 начинает вырабатывать прямоугольные импульсы с частотой около 2 Гц, которые учитывает счетчик DD1.2.

Примерно через 4 с на выходе 8 этого счетчика кратковременно появится высокий уровень, который снова обнулит счетчики. В дальнейшем через каждые 4 с на вход R счетчиков будут поступать импульсы обнуления.

Колебания напряжения с датчика BQ1, возникающие в результате вибрации рамы мотоцикла, поступают на не-инвертирующий вход ОУ DA1, включенного компаратором. На инвертирующий вход ОУ подано напряжение с делителя — подстроечного резистора R3, которым устанавливают порог переключения компаратора или, иначе говоря, чувствительность.

Импульсы прямоугольной формы с выхода компаратора подсчитывает счетчик DD1.1 по входу CN. Если за 4 с счетчик успеет насчитать восемь импульсов, то на его выходе 8 появится высокий уровень, который разрешит работу звукового генератора на элементах DD2.3, DD2.4. Длительность тревожного сигнала зависит от того, как скоро счетчик зафиксирует восемь импульсов, или, иначе говоря, насколько интенсивна вибрация корпуса машины.

Таким образом обеспечена нечувствительность сторожа к единичным щелчкам. При случайных внешних воздействиях на мотоцикл он будет давать короткие непериодические сигналы, и лишь при попытке угона или демонтажа деталей сигнал тревоги будет звучать почти непрерывно.

Диод VD2 защищает устройство от случайной перемены полярности напряжения питания. Время накопления импульсов внешнего воздействия и длительность звучания тревожного сигнала можно увеличить, если конденсатор С1 заменить на другой, большей емкости. Так, при емкости 1 мкФ длительность почти удвоится.

Для уверенного срабатывания сторожа необходимо тщательно установить требуемую чувствительность компаратора подстроечным резистором R3.Перед первым включением движок этого резистора устанавливают в среднее положение. Включают сторож и, контролируя с помощью осциллографа сигнал на выходе компаратора и постукивая по корпусу мотоцикла, медленно перемещают движок резистора R3 вниз по схеме, добиваясь срабатывания сторожа.

Рекомендации по размещению датчика, конструкции устройства, монтажу динамической головки с учетом возможностей акустической связи между головкой и датчиком изложены в указанной выше статье. Поскольку устройство не требует высокой температурой стабильности RC-цепей, в нем можно использовать практически любые детали.

Микросхему К140УД608 можно заменить на К140УД6, К140УД7. Вместо К561ЛЕ5 подойдет К561ЛА7, в этом случае можно исключить диод VD1, один из входов элемента DD2.3 подключить к выходу 8 счетчика DD1.1, а другой — к точке соединения элементов R8 и СЗ.

Звукоизлучатель ЗП-22 заменим на ЗП-5. Вместо транзистора КТ972Б подойдет любой из серии КТ829. Диоды КД522Б можно заменить любыми кремниевыми (например, из серии КД521).

Сторож потребляет в дежурном режиме ток около 6 мА, а в режиме тревоги — около 300 мА. Его можно питать и от аккумуляторной батареи мотоцикла, и от любого другого источника, обеспечивающего ток не менее 300 мА в течение не менее часа. Для обеспечения установки оптимальной чувствительности и обеспечения ее стабильности cопротивление подстроечного резистора R3 лучше выбрать равным 10 кОм и в цепь верхнего и нижнего по схеме его выводов включить последовательно по постоянному резистору сопротивлением 43 кОм.


Еще статьи из данного раздела

<< предыдущая   следующая >>


ВСЕ ПРАВА ПРИНАДЛЕЖАТ АВТОРАМ СТАТЕЙ!
Все статьи публикуются с РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРОВ или взяты из открытых источников. При публикации статей на сайте приводятся ссылки на источник информации. В случае, если Вы заметите, что информация использована без соответствующей ссылки или с нарушением авторских прав, ПРОСЬБА СООБЩИТЬ ОБ ЭТОМ.
В этом случае нарушение будет исправлено в кратчайшие сроки.



Администрация НЕ несет ответственности за содержащуюся информацию на сайте!
Администрация НЕ несет ответственности за последствия использования материалов сайта.
При копировании материала с данного сайта, обязательна ссылка на сайт GUARDA.RU и на первоисточник!
© 2007 - 2012 by Guarda