Техническое регулирование и эксплуатация средств пожарной автоматики и охраны объектов: реалии и перспективы

4 мая 2007  |  Пожарные датчики



Техническое обслуживание как объект отраслевого технического регулирования

Отрасли по обеспечению безопасности гражданских объектов сегодня во многом присущи известные общегосударственные проблемы:

- износ основных фондов (доходящий в отдельных случаях до 70%), что подтверждается в последние годы серией пожаров и катастроф с тяжелыми последствиями и человеческими жертвами, в том числе и в Москве;
- негативное влияние на уровень безопасности объектов "человеческого фактора" (снижение профессионализма работающих, незнание и/или несоблюдение работниками правил и норм поведения на производстве, недостаточная технологическая и правовая культура, слабая исполнительская дисциплина);
- уязвимость, с позиции обеспечения безопасности, многих технологических процессов, производственных объектов, жилого фонда.

Тем не менее подготовленность и информированность потребителя продукции и услуг по безопасности меняются в лучшую сторону. Во многом это результат раскрепощенности при выборе исполнителя и, что еще важнее, при выборе базы, на которой можно выполнять его запросы. Сегодня заказчик, ставя задачу подрядчику, хочет застраховать себя от возможных неприятностей системно, тем более что знакомому со специальной литературой и регулярно посещающему специализированные тематические выставки технически грамотному (да и просто разносторонне образованному) человеку создать компетентное мнение и четко сформулировать свою точку зрения достаточно просто.

Исполнителю совместно с ним остается лишь проработать и "утрясти" финансовые и организационные вопросы, в частности по технологии сервиса.

В настоящее время в целом по отрасли единая государственная и скоординированная по заинтересованным ведомствам техническая политика в вопросах организации эксплуатационного обслуживания технических средств пожарной автоматики и охраны, как было при существовании Минприбора СССР, отсутствует.

Тем не менее такие работы проводятся с использованием прежних организационно-методических принципов.


Техническое регулирование и эксплуатация средств пожарной автоматики и охраны объектов: реалии и перспективы

Стратегия проведения эксплуатационного обслуживания

Применяются в основном две стратегии:

- детерминированная (по плану). При этом проще организация материально-технической базы, контроль проведения, анализ, диагностирование и прогнозирование результатов. Основа стратегии - применение планово-предупредительной схемы проведения работ;
- адаптивная (по состоянию) технически наиболее рациональна, но требует либо большого штата обслуживающего персонала, либо должна основываться на способности контролируемых технических средств к самодиагностике. И то и другое обстоятельство привносит дополнительные экономические затраты, ресурсные издержки, не всегда доступные и допустимые.

При этом учитывают специфику проведения работ для линейной части (например, шлейфы сигнализации, линии питания, линии и каналы связи) и для аппаратуры, различных устройств.

Принятые виды эксплуатационного обслуживания

Для технических средств систем пожарной автоматики и охраны применяются:

- плановое (регламентированное) обслуживание;
- неплановое обслуживание (не исключающее проведение работ, соответствующих плановому).

Это в комплексе вспомогательные, контрольно-проверочные, регулировочно-настроечные и профилактические работы. Любые регламентные работы проводятся по подготовленным методикам, нередко включающим в себя специальные технологические карты. Вспомогательные работы заключаются в подготовке контрольно-измерительной аппаратуры, инструмента, оснастки, рабочего места и т.п.

Контрольно-проверочные работы заключаются в контроле готовности технических средств к применению, в определении необходимости настройки, регулировки, выявлении повреждений, неисправностей и частичных отказов.

Регулировочно-настроечные работы состоят в доведении параметров и общего состояния технических средств до требуемых по НТД.

Профилактические работы обеспечивают предупреждение отказов путем диагностирования и прогнозирования.

Плановое обслуживание

Согласно принятой в отрасли доминирующей стратегии плановое обслуживание проводится циклически, с нормированной периодичностью.

Объем ("глубина") и периодичность работ по обслуживанию различные, фиксированные в зависимости от вида и принципа действия технического средства.

Применяют в основном следующие виды и периодичность работ по обслуживанию.

1. Регламент Р1 (иногда в документах и литературе его обозначают ТО 1, что допустимо) - еженедельный:

- внешний осмотр составных частей;
- чистка конструкции без вскрытия;
- проверка крепления и внешних соединений;
- общая проверка работоспособности в соответствии с целевым назначением. Допускается проверка работоспособности с применением имитаторов (например, для средств пожарной автоматики).

2. Регламент Р2 - ежемесячный:

- проведение работ в объеме Р1;
- чистка и проверка внешних соединений со вскрытием только внешних крышек (без вскрытия корпусов, блоков и внутреннего монтажа или устройства, при необходимости - смазка вращающихся элементов);
- проверка режимов электропитания;
- проверка работоспособности с внешним подключением измерительной аппаратуры.

3. Регламент Р3 - ежеквартальный:

- проведение работ в объеме Р2;
- вскрытие корпуса, осмотр состояния и при необходимости чистка монтажа;
- измерение параметров в контрольных точках;
- проверка параметров и компонентов, характеризующих качество функционирования;
- проверка работоспособности с использованием измерительной аппаратуры в контрольных точках;
- проверка наличия и состояния эксплуатационной документации;
- в случае истечения срока службы - проведение технического освидетельствования на предмет возможности и целесообразности дальнейшего использования.

Для одних установок пожаротушения и средств связи применяет ежедневное обслуживание. Как правило, это только внешний осмотр и проверка общей работоспособности. Для других установок пожаротушения применяют обслуживание с периодичностью в три и три с половиной года: проверка сопротивления изоляции и заземления электрических цепей, гидравлические и пневматические испытания коммуникаций подачи огнетушащих веществ, метрологическое освидетельствование КИПиУ, проверка гарантийных сроков составных частей подсистем.

Неплановое обслуживание

Для средств сигнализации:

- в централизованных системах охраны объектов, для объектовых технических средств - в случае появления с объекта не менее двух ложных срабатываний сигнализации в месяц. Для установок пожарной автоматики:
- техническое освидетельствование по требованию контролирующих государственных органов (например, Госпожнадзора, Санэпиднадзора, Госгортехнадзора и т.п.).

В остальных случаях:

- для ликвидации последствий влияния неблагоприятных климатических, производственных или бытовых воздействий;
- при поступлении заявки на устранение сбоя, повреждения или неисправности;
- при возникновении неисправностей, сбоев, отказов, которые не могли быть выявлены или устранены ранее проведенными плановыми регламентными работами.

При закладке технического средства на длительное хранение основными видами обслуживания являются:

- работы в объеме Р1;
- контроль комплектности;
- проверка наличия и соответствующее оформление эксплуатационной документации;
- проверка состояния упаковки;
- обеспечение требуемых условий механической защищенности, герметичности, температуры и влажности.

Организационно-методическое обеспечение эксплуатационного обслуживания

Работы выполняются техническими специалистами различных квалификационных уровней или разрядов (инженерно-техническим персоналом, электромонтерами, наладчиками, настройщиками) в зависимости от сложности обслуживаемой техники и условий ее эксплуатации.

В качестве инструктивно-методических материалов в отрасли сегодня применяют: стандарты, ведомственные нормы и справочные пособия, специально разработанные типовые регламенты, а также инструкции, руководства и/или технические описания предприятий-производителей технических средств.

Нормирование и оценка трудозатрат производятся на основе технологической документации и пооперационных прейскурантов. Трудозатраты и нормы обслуживания определяют хронометражем. При планировании загрузки обслуживающего персонала учитывают затраты времени на:

- техническую учебу;
- работу в вечернее и ночное время;
- подготовку к работе и ее согласование с заказчиком;
- обслуживание рабочего места;
- разъезды в пределах обслуживаемого региона;
- непредусмотренные, неплановые работы.

Для выполнения работ составляют сетевой месячный план-график. Форма графика - ведомственная.

Перед проведением работ по обслуживанию в соответствии с графиком проводится инструктаж и осуществляется:

- выдача задания. Затем производится распределение заявок на работы между бригадами и отдельными исполнителями. В случае необходимости проводятся неплановые мероприятия, анализ недостатков, выявленных в процессе осмотров;
- проверка наличия необходимой рабочей документации;
- проверка наличия необходимого материально-технического обеспечения;
- выдача акта-наряда.

По результатам работ по обслуживанию должна вестись специальная документация по установленным формам отчетности: планы, паспорта, акты, ведомости (например, дефектные), журналы.

Нормативно-методическое обеспечение эксплуатационного обслуживания

Следует отметить, что по уже вышеназванным обстоятельствам отраслевые целевые работы в данном направлении для объектов гражданского назначения практически не ведутся с конца 80-х годов ХХ века. Одними из последних можно считать выполненные по решениям Совмина СССР работы МГО "Защита", получившие по окончании децимальные номера серии 2661.

На сегодня условно эксклюзивными, с учетом начатого реформирования отечественной НТБ, в порядке хронологии являются следующие:

- ГОСТ Р 50776-95 (МС МЭК 839-1-4-89). Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию. Является стандартом первого уровня и содержит общие принципы организации эксплуатационного обслуживания;
- РД 009-02-96. Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт. Содержит инструктивные и методические материалы;
- Методические указания. Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля. М.: ВНИИПО, 1999. - 120 с. Содержат типовые регламенты и сведения по ремонту автоматических установок водяного, пенного, газового, аэрозольного, порошкового тушения и средств пожарной сигнализации;
- Р 78.36.011-2000. Организация работы пунктов централизованной охраны. Рекомендации. - М.,2000. - 132 с. Содержат методические сведения по типовым регламентным работам и ремонту систем передачи тревожных извещений: Центр-М, - К и КМ; Нева-10, -10М; Юпитер; Комета-К; Фобос, - ТР, - А; Струна-3, - 3М; Ахтуба;
- Приказ МВД России от 30 июня 2000 г. № 700 "Об утверждении наставления по службе связи Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации". Не является документом для служебного пользования. Содержит методические сведения, которые могут быть использованы при планировании и проведении работ по эксплуатационному обслуживанию электронной аппаратуры систем охраны;
- Приказ МВД России от 16 августа 2003 г. № 647 "Об утверждении Наставления по эксплуатации технических средств охраны подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел". Не является документом для служебного пользования. Содержит методические сведения по организации и проведению работ по эксплуатации технических средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации, системам передачи тревожных извещений, системам контроля и управления доступом, системам охранного телевидения, источникам электропитания, программно-аппаратным средствам автоматизированных рабочих мест пунктов централизованной охраны (ПЦО), средствам оргтехники и спецтехники; интегрированным системам. Разработан и принят взамен аналогичного приказа от 31 апреля 1994 г. № 35, материалы которого также могу быть использованы в методических целях;
- МТСН 81-98. Территориальные сметные нормативы для определения стоимости строительства в Москве. Московские территориальные сметные нормативы. Сборник дополнений за 2003 г. Содержит сметные цены на материалы и изделия, а также на работы по техническому обслуживанию и ремонту различных составляющих систем пожарной автоматики и охраны. Данные постоянно меняются и дополняются.

Менеджмент качества эксплуатационного обслуживания

Мировая практика в области менеджмента качества последних лет свидетельствует, что основным фактором профессионального роста в различных областях деятельности становятся уже не экономические мотивы, а знания и навыки, обеспечивающие качество, за которое потребитель готов платить (!).

Менеджмент качества обеспечивает постоянную ориентированность на удовлетворение потребностей всех субъектов производственных отношений, стимулирует быстроту принятия квалифицированных управленческих решений, повышает гарантии успеха деятельности, оказывает мобилизующее действие на субъектов-исполнителей.

Внедрение систем менеджмента качества (СМК) в области обеспечения безопасности объектов по ISO серии 9000 версии 2000 предполагает использование соответствующей нормативной базы, недостатки которой компенсируются целевыми разработками, например, в ранге стандартов предприятия или инструкций по требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Сертифицированное по ISO 9000 эксплуатационное обслуживание объектовых средств безопасности повышает доверие к предприятию-исполнителю, позволяет достигнуть "прозрачности" услуг для потребителя, становится одним из существенных показателей долговременной рыночной устойчивости. Поэтому разработка и внедрение сертифицированных СМК в сервис технических средств пожарной автоматики и охраны становятся уже не рекламным ходом, а осознанным шагом, экономически обоснованным решением.

Автор: А.А. Антоненко, Системы безопасности №4-2004


Код для размещения на форумах или блоге

«