НЕЗАБУДКА в охране автомобиля

31 января 2007  |  Автосигнализация



Принцип "незабудки", описанный в статье "Проект "Незабудка" ("Радио", 1997, № 10 с. 6—9), можно использовать и для защиты автомобиля от захвата злоумышленниками. В предлагаемой статье описаны узлы, которые нужно изменить или добавить к уже опубликованной конструкции, чтобы "незабудка" могла работать в автомобиле.

Охранная система, препятствующая похищению автомобиля со стоянки, из гаража и т. п., мало поможет при разбойном нападении на водителя в пути следования. Но разбой теряет смысл, если грабители не смогут воспользоваться своим приобретением. Идея устройства проста и известна — заблокировать нормальную работу электрооборудования автомобиля после захвата, т. е. в присутствии владельца все работает, а когда он остается на обочине (вместе с миниатюрным радиопередатчиком) — двигатель глохнет.

Почти все элементы устройства были уже описаны (см. статью "Проект "Незабудка"). Здесь — и высокоэкономичный миниатюрный радиопередатчик, формирующий импульсный радиосигнал, и радиоприемник, принимающий этот сигнал лишь на очень небольшом расстоянии. Остается лишь заменить электронную часть радиоприемника, формирующую в "Незабудке" тревожный акустический сигнал, на другую — включающую и выключающую электромагнитное реле. Это можно сделать, например, так, как показано на рис.1.


НЕЗАБУДКА в охране автомобиля

Рис.1.

Если радиоприемник принимает сигналы передатчика, на его выходе (на коллекторе не показанного на рис.1 транзистора VT1) возникают периодически повторяющиеся короткие импульсы. Эти импульсы регулярно возвращают счетчик DD2 в нулевое состояние, которому соответствует низкий уровень на всех его выходах. На выходах элементов DD1.3 и DD1.4 возникает высокий уровень, транзистор VT2 открывается, реле К1 срабатывает и приводит электрооборудование автомобиля в рабочее состояние.

Но если расстояние между приемником и передатчиком превысит предельное (несколько метров), импульсы на входе R счетчика DD2 исчезнут. Мультивибратор на элементах DD1.1, DD1.2 (возбуждающийся на частоте около 0,5 Гц) начнет менять состояние счетчика DD2, и через 16 с высокий уровень появится на его выходе 9 (вывод 11). Соответственно на выходах инверторов DD1.3 и DD1.4 установится низкий уровень, реле К1 выключится и электросистема автомобиля окажется заблокированной. Поскольку дальнейший счет в DD2 невозможен (на его входе СР — высокий уровень), это состояние сохранится до появления первого радиоимпульса.

Со стабилитрона VD1 снимается напряжение +5,5...6 В для питания радиоприемника. Светодиод HL1 желательно вывести на приборный щиток автомобиля — он проинформирует владельца о состоянии охранной системы. Как именно контакты реле будут использованы для блокировки электросистем автомобиля, зависит от возможностей и фантазии владельца.

В таб.1 (рис.5) показаны параметры некоторых реле. Годятся, конечно, реле и других типов. Важно лишь, чтобы выбранное реле имело 12-вольтную обмотку сопротивлением не меньше 25 Ом. В случае применения мощного реле или контактора, способного коммутировать токи в десятки ампер, электронный ключ лучше сделать так, как показано на рис.2.


НЕЗАБУДКА в охране автомобиля

Рис.2.


НЕЗАБУДКА в охране автомобиля

Рис.5.

Налаживание приемника с релейным выходом никаких особенностей не имеет. Радиоприемник и исполнительное реле устанавливают скрытно, в труднодоступном месте. Размещение самого приемника может оказаться непростым делом. И хотя он снабжен магнитной антенной, имеющей пониженную чувствительность к электрическим наводкам от той же системы зажигания, потребуется, возможно, привести в порядок все электрооборудование автомобиля: улучшить разводку проводов (некоторые поместить в экран), установить фильтры.

Хотя передатчик "незабудки" может работать в этой системе без каких-либо переделок, лучше сделать другой — более удобный. Его принципиальная схема (рис.3) от прототипа почти не отличается: изъята лишь RC-цепь, понижающая напряжение питания микросхемы и изменены номиналы некоторых резисторов и конденсаторов. Но этот передатчик питается от другого источника — малогабаритного литиевого элемента (011,6x5,4 мм, напряжение — 3 В, емкость — 130 мАч).


НЕЗАБУДКА в охране автомобиля

Рис.3.

Главные же изменения заключены в конструкции и связаны со стремлением сделать передатчик более плоским. Отсюда и не совсем обычная конфигурация печатной платы (рис.4), в круглый вырез которой помещают источник питания. В вырезе 14x18,5 мм устанавливают стандартный кварцевый резонатор и оксидный конденсатор габаритами 6x12 мм. На фигурный выступ платы наматывают катушку L1 — 35...40 витков провода ПЭВШО-0,25 мм. Это — "магнитная антенна" передатчика.


НЕЗАБУДКА в охране автомобиля

Рис.4.

В трех местах плату "прокалывают" перемычками a, b и с (при установке микросхемы нужно проследить за тем, чтобы перемычки а и b не касались ее "дна"). Соединения выводов резисторов, конденсаторов и др. с общим проводом показаны черными квадратами. При пайке выводов резисторов R1—R3, конденсаторов С1 и С2 к выводам микросхемы (на стороне элементов) рекомендуется пользоваться миниатюрным паяльником с жалом диаметром не более 2,5 мм, имеющим тонкую наклонную прорезь.

Все резисторы — МЛТ-0,125, керамические конденсаторы — самые малогабаритные, лучше — с боковыми выводами. Все элементы монтируют так, чтобы их возвышение над платой не превышало 4 мм. Транзисторы КТ3102ЕМ (пластмассовый корпус) укладывают срезанным сегментом прямо на фольгу. При соблюдении этих рекомендаций высота полностью смонтированной платы не превысит 6...6,5 мм и, соответственно, заключенный в доста-ючно прочный корпус передатчик будет довольно плоским — не толще 8 мм.

Частота следования радиоимпульсов передатчика зависит от частоты возбуждения мультивибратора на элементах DD1.1, DD1.2 (см. рис.3}). При указанных на схеме номиналах эта частота около 0,5 Гц. Длительность излучаемого радиоимпульса tвч получается меньше, чем tи — длительность единичного импульса на выходе DD1.4, разрешающего возбуждение передатчика, tи = 0,7R3C2 = 22 мс. и таб.2 (рис.6) показаны зависимости потребляемого передатчиком тока (Iпотр) и tвч от Uпит — напряжения источника питания.


НЕЗАБУДКА в охране автомобиля

Рис.6.

О выключателе питания. С одной стороны, он здесь не очень нужен, посколь-ку потребляемый передатчиком ток поз-волит не менять источник питания свы-ше полугода (элемент припаивают и забывают о нем на все это время). Но с выключателем этот же источник может прослужить и 10 лет, поскольку саморазряд литиевого элемента очень мал (за 10 лет его энергозапасы уменьшаются лишь на 10...15 %). Но даже если выключатель будет очень хорошего качества (герметизирован, с позолоченными контактами и др.), в этой конструкции он будет, пожалуй, самым ненадежным элементом. Своеобразным выключателем питания может быть петля из тонкого провода, обрывающаяся при насильственном изъятии микропередатчика у водителя. Успешный его ремонт рядом со свежеукраденным заглохшим автомобилем представляется маловероятным.

Налаживание передатчика сводится к подбору кварцевого резонатора. Резонатор может не подойти и по частоте (как показывает опыт, расхождение между частотой, проставленной на корпусе резонатора, и той, на которой он на самом деле возбуждается, может доходить до нескольких килогерц). Подбор кварцевого резонатора значительно упростится, если к плате будет припаян не он сам, а короткие "сквозные" гнезда от какого-либо подходящего разъема, имеющие внутренний диаметр 1 мм, например, 2РМ.

Убедиться в нормальной работе передатчика можно не только по реакции на него радиоприемника самой системы, но и с помощью расположенной поблизости Си-Би радиостанции. Ее нужно выставить в канал 39 сетки В европейской шкалы частот (это и есть частота 26945 кГц), а передатчик перевести в режим непрерывного излучения соединением входов элемента DD1.4 с общим проводом.

От редакции. При повторении устройства следует помнить, что срабатывание устройства не должно приводить к аварийной ситуации.

Автор: Ю. Виноградов, г. Москва, Радио 8/2002


Код для размещения на форумах или блоге

«
»